Уха – жидкое горячее рыбное блюдо, которое, однако, неправильно было бы называть рыбным супом.
По версии Фасмера происхождения названия блюда в основном сводятся к следующей: слово «уха» происходит от древнего индоевропейского корня jusa, означавшему «отвар» («жидкость»). От данного корня образовалось слово jucha, которое, утратив начальный j, дало слово «уха». Подтверждением тому служат примеры в других языках, берущие своё начало от корня jusa в украинском языке — юшка, в белорусском — уха, тот же корень имеют древнепрусское слово juse (суп с мясом), латинское ius (похлёбка), литовское ju’s`'e (рыбный суп), сербо-хорватское jуха(похлёбка), словенское jucha (суп), чешское jicha (соус). Кроме того, очевидно существует связь и с древним индоевропейским корнем yauti (смешивать), и таким образом мы можем придти к выводу, что этимологически слово уха определяется как смешанное варево, смешанный отвар. И не только этимологически. У древних людей с возникновением гончарного ремесла появилась возможность варить пищу и, более того, соединять в одном блюде различные продукты, а не просто жарить их порознь на углях или над костром. Люди научились получать отвары мяса и рыбы, а также готовить простейшие супы. Постепенно простые отвары мяса и рыбы превратились в сложные блюда – ухи. Уха – прародительница всех русских супов, одно из самых древних русских жидких блюд.
Владимир Даль определяет уху так: «УХА, ушица ж. стар. мясной и вообще всякий навар, похлебка, горячее, мясное и рыбное: ныне: рыбий навар, похлебка из рыбы».
Н. Лесков в рассказе «Зимний день» утверждал: «Уху нельзя сварить без рыбы». А раньше уха без рыбы была обычным явлением. В старину значения слова были более разнообразны, и уху зачастую варили без рыбы. Уха могла быть овощной, мясной и рыбной; не являлась редкостью уха из петуха Среди множества рассуждений о пользе различных кушаний в «Книге, глаголемой прохладный Вертоград» – одном из самых популярных медицинских сочинений второй половины XIX века – найдём и такие: «Уха курячья прiятя растенiе творитъ доброй крови»; « Уха гороховая здорова и сильна есть».
В газете «Новая Сибирь» отмечалось, что по мнению ряда исследователей, «уха» восходит к древне-санскритскому корню и означает «отвар» (Белоусов С., «Воплощения Николая Рыбникова», Новая Сибирь, № 36 (417), сентябрь 2000). Уха также была известна под названием «волога», так называли все отвары из мяса, птицы, рыбы, включая отвары, которые сочетались с сахаром (Мутовкин, «Сладкая Уха», Местное Время, выпуск 160 (9890) август 2000).
Летописи сообщают, что для бедняка было удачей "омочити свой хлеб в уху, юже проливають повари" (Супроненко В. «Самое первое блюдо», Учительская Газета, № 18, апрель 1996).
Уха является одним из древнейших блюд русской кухни, но на момент возникновения (а его установить невозможно), оно не являлось характерным и уникальным блюдом русской кухни, каким является сейчас. По известным источникам ухой в XI—XII веках называли любой суп, из чего бы он сделан не был; более того, некоторые виды блюда представляли собой что-то подобное современному компоту.
Ещё в Студентском уставе XII века говорится о "горохове и... ухах".
Из неназванного источника XII века: "Аще сливы обрашуться, съварать и ты… и почерпають и тхъ оухоу".
В Воскресенской летописи за 1441 г. безымянный автор писал: "... по сем же паки покушал от ух, и мясные, и рыбные".
В XI – XII вв. «ухой» называли также навар из мяса, в XVI – XVII вв. – из курицы. В связи с этим, в то время термин «уха» всегда требовал дополнительного определения: уха куриная, уха гороховая, уха лебяжья, наконец, уха рыбная или что скорее, уха с упоминанием вида рыбы (окунёвая, судачья и т. п.). Однако уже с XV в. уху всё чаще начинают делать из рыбы, которая лучше других продуктов давала возможность создать блюдо, принципиально отличающееся от остальных жидких блюд русского стола.
В памятниках XI-XVII вв. встречается уха яичная, уха ривифиновая (ривифь – разновидность гороха) и т. д.
В «Домострое», одном из интереснейших памятников быта времен Ивана Грозного, немало интересных страниц посвящено разновидностям ухи. Так, «с велика дни въ мясоедъ» рекомендуются: «лебеди, потрохъ лебяжий, жаравли, чапли…. ухи курочьи».
Все супы (вторая подача) делились на ухи (супы куриные, рыбные, мясные) и щи, борщи. Ухи готовили больше в богатых домах, в дворцовой кухне, а щи и борщи стали основной пищей простого народа. Вот рецепт "ушного" ("супа (не щей)", по В. И. Далю) из "Домостроя" (XVI век): мякоть свинины, баранины или говядины нарезать кусочками, посыпать солью, перцем и обжарить. В кастрюлю или глиняный горшочек положить нарезанные дольками лук, репу, морковь, петрушку или сельдерей, капусту, нарезанную шашечками, мясо. Залить всё это кипятком и поставить в духовку тушиться. Когда овощи размягчатся, добавить рубленый чеснок. Посыпать зеленью и подавать на стол. В ушное можно добавлять свежие или сушёные (отварные) грибы. В некоторых областях "ушным" называли кашу-размазню с мясом. Ассортимент ух на Руси к XV-XVI векам был очень обширен. Готовили ухи трёх видов: белые (с луком), жёлтые (с шафраном), чёрные (с корицей, гвоздикой, перцем), были ухи мясные, куриные, грибные, из зайчатины и т.д. На пирах подавали несколько видов ухи, а «меж ух пироги».
По версии Фасмера происхождения названия блюда в основном сводятся к следующей: слово «уха» происходит от древнего индоевропейского корня jusa, означавшему «отвар» («жидкость»). От данного корня образовалось слово jucha, которое, утратив начальный j, дало слово «уха». Подтверждением тому служат примеры в других языках, берущие своё начало от корня jusa в украинском языке — юшка, в белорусском — уха, тот же корень имеют древнепрусское слово juse (суп с мясом), латинское ius (похлёбка), литовское ju’s`'e (рыбный суп), сербо-хорватское jуха(похлёбка), словенское jucha (суп), чешское jicha (соус). Кроме того, очевидно существует связь и с древним индоевропейским корнем yauti (смешивать), и таким образом мы можем придти к выводу, что этимологически слово уха определяется как смешанное варево, смешанный отвар. И не только этимологически. У древних людей с возникновением гончарного ремесла появилась возможность варить пищу и, более того, соединять в одном блюде различные продукты, а не просто жарить их порознь на углях или над костром. Люди научились получать отвары мяса и рыбы, а также готовить простейшие супы. Постепенно простые отвары мяса и рыбы превратились в сложные блюда – ухи. Уха – прародительница всех русских супов, одно из самых древних русских жидких блюд.
Владимир Даль определяет уху так: «УХА, ушица ж. стар. мясной и вообще всякий навар, похлебка, горячее, мясное и рыбное: ныне: рыбий навар, похлебка из рыбы».
Н. Лесков в рассказе «Зимний день» утверждал: «Уху нельзя сварить без рыбы». А раньше уха без рыбы была обычным явлением. В старину значения слова были более разнообразны, и уху зачастую варили без рыбы. Уха могла быть овощной, мясной и рыбной; не являлась редкостью уха из петуха Среди множества рассуждений о пользе различных кушаний в «Книге, глаголемой прохладный Вертоград» – одном из самых популярных медицинских сочинений второй половины XIX века – найдём и такие: «Уха курячья прiятя растенiе творитъ доброй крови»; « Уха гороховая здорова и сильна есть».
В газете «Новая Сибирь» отмечалось, что по мнению ряда исследователей, «уха» восходит к древне-санскритскому корню и означает «отвар» (Белоусов С., «Воплощения Николая Рыбникова», Новая Сибирь, № 36 (417), сентябрь 2000). Уха также была известна под названием «волога», так называли все отвары из мяса, птицы, рыбы, включая отвары, которые сочетались с сахаром (Мутовкин, «Сладкая Уха», Местное Время, выпуск 160 (9890) август 2000).
Летописи сообщают, что для бедняка было удачей "омочити свой хлеб в уху, юже проливають повари" (Супроненко В. «Самое первое блюдо», Учительская Газета, № 18, апрель 1996).
Уха является одним из древнейших блюд русской кухни, но на момент возникновения (а его установить невозможно), оно не являлось характерным и уникальным блюдом русской кухни, каким является сейчас. По известным источникам ухой в XI—XII веках называли любой суп, из чего бы он сделан не был; более того, некоторые виды блюда представляли собой что-то подобное современному компоту.
Ещё в Студентском уставе XII века говорится о "горохове и... ухах".
Из неназванного источника XII века: "Аще сливы обрашуться, съварать и ты… и почерпають и тхъ оухоу".
В Воскресенской летописи за 1441 г. безымянный автор писал: "... по сем же паки покушал от ух, и мясные, и рыбные".
В XI – XII вв. «ухой» называли также навар из мяса, в XVI – XVII вв. – из курицы. В связи с этим, в то время термин «уха» всегда требовал дополнительного определения: уха куриная, уха гороховая, уха лебяжья, наконец, уха рыбная или что скорее, уха с упоминанием вида рыбы (окунёвая, судачья и т. п.). Однако уже с XV в. уху всё чаще начинают делать из рыбы, которая лучше других продуктов давала возможность создать блюдо, принципиально отличающееся от остальных жидких блюд русского стола.
В памятниках XI-XVII вв. встречается уха яичная, уха ривифиновая (ривифь – разновидность гороха) и т. д.
В «Домострое», одном из интереснейших памятников быта времен Ивана Грозного, немало интересных страниц посвящено разновидностям ухи. Так, «с велика дни въ мясоедъ» рекомендуются: «лебеди, потрохъ лебяжий, жаравли, чапли…. ухи курочьи».
Все супы (вторая подача) делились на ухи (супы куриные, рыбные, мясные) и щи, борщи. Ухи готовили больше в богатых домах, в дворцовой кухне, а щи и борщи стали основной пищей простого народа. Вот рецепт "ушного" ("супа (не щей)", по В. И. Далю) из "Домостроя" (XVI век): мякоть свинины, баранины или говядины нарезать кусочками, посыпать солью, перцем и обжарить. В кастрюлю или глиняный горшочек положить нарезанные дольками лук, репу, морковь, петрушку или сельдерей, капусту, нарезанную шашечками, мясо. Залить всё это кипятком и поставить в духовку тушиться. Когда овощи размягчатся, добавить рубленый чеснок. Посыпать зеленью и подавать на стол. В ушное можно добавлять свежие или сушёные (отварные) грибы. В некоторых областях "ушным" называли кашу-размазню с мясом. Ассортимент ух на Руси к XV-XVI векам был очень обширен. Готовили ухи трёх видов: белые (с луком), жёлтые (с шафраном), чёрные (с корицей, гвоздикой, перцем), были ухи мясные, куриные, грибные, из зайчатины и т.д. На пирах подавали несколько видов ухи, а «меж ух пироги».